В последнее время отдельными работодателями предпринимаются попытки подменить в социальном партнерстве первичные профсоюзные организации другими представителями работников, подконтрольными работодателю, в частности так называемыми советами трудовых коллективов (СТК). Действия работодателей по такой подмене таят в себе немалую угрозу. Если нет профсоюзной организации или когда первичная профсоюзная организация ослаблена, защитить работников некому.
Трудовой кодекс РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основных представителей работников и лишь при определенных условиях указывает на иных представителей. Иными словами, законодатель предусматривает создание иного (нежели профсоюз) представительного органа для представительства интересов работников в социальном партнерстве не произвольно по желанию работодателя, а только в 2-х случаях, когда:
Избрание представительного органа работников производится на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием. При этом функции СТК — непонятны, а полномочия — незначительны, кроме того, трудовым законодательством не конкретизировано чем должны руководствоваться в своей деятельности СТК. Не маловажное значение имеет тот факт, что СТК, являясь представителем работников, не основан на членстве и не входит в состав иных организаций, имеющих более высокий (юридический, политический и т. п.) статус, а, следовательно, не имеет вышестоящей организации. СТК не является альтернативой первичной профсоюзной организации и в соответствии со ст. 31 ТК РФ в своей деятельности не вправе подменять первичную профсоюзную организацию, более того СТК не может являться препятствием для осуществления первичной профсоюзной организацией своих полномочий. Из всего сказанного возникает вопрос: кому же подотчетен СТК, перед кем он несет ответственность, кто вправе спросить с него «за результаты работы»? Формально СТК подотчетен общему собранию (конференции) работников. Но общее собрание (конференция) работников, как правило, проводится не чаще одного раза в год. К тому же, если работники принимали решение о создании СТК под «нажимом» работодателя, то они таким же образом и утвердят любой отчет и одобрят любые действия СТК. Поэтому, фактически потребовать отчета о деятельности СТК некому (за исключением работодателя).
В своей деятельности профсоюзы руководствуются законодательством и принятыми ими самими уставами. Помимо Конституции РФ, Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (с учетом введения в действие Кодекса), профсоюзы используют Федеральный закон «Об общественных объединениях»
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру, образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Тогда как не понятно, чем должны руководствоваться в своей деятельности СТК.
1. Только профсоюз (и не какой иной представительный орган) наделен правом контроля за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства (ст. 370 ТК РФ).
2. Только профсоюз вправе обжаловать локальный нормативный акт, принятый работодателем, в государственную инспекцию труда или в суд (ст. 372 ТК РФ). Только профсоюз (и никакой иной представительный орган) вправе обращаться в интересах работника в суд ( ч.1 ст. 391 ТК РФ).
3. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя ст. 373 ТК РФ предусматривает учитывать мнение только выборного органа первичной профсоюзной организации (участия какого-либо иного представительного органа не предусмотрено).
Исходя из анализа Трудового кодекса РФ, можно сказать, что основное назначение СТК заключается в представительстве — представлять интересы работников при заключении коллективного договора и при принятии локальных нормативных актов. Профсоюз же наряду с этим наделен функцией контроля за соблюдением работодателем законодательства. СТК представляет интересы работников только на уровне организации (предприятия), профсоюз же осуществляет функцию представительства не только на уровне организации (предприятия), а также на государственном уровне (в государственных и муниципальных организациях). Целью представительства профсоюзами является создание дополнительных (по сравнению с уже существующими) льгот и услуг (по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и т. д.).
Профсоюз вправе представлять интересы всех работников организации (предприятия), а не только членов профсоюза. Для чего тогда нужно нагромождать институт представительства и создавать в организации какой-либо иной представительный орган работников, а не уполномочить первичную профсоюзную организацию представлять интересы всех работников? Чаще всего это выгодно работодателю, чтобы облегчить свою «жизнь», действовать по принципу «разделяй и властвуй». Статус СТК — не ясен, кто будет входить в СТК зачастую зависит от работодателя, и если в его составе большинство лиц, угодных работодателю, то всем понятно, к чему это приведет. Если работников не устраивает действующий состав первичной профсоюзной организации, то они вправе сделать соответствующие выводы и переизбрать членов профкома (первичной профсоюзной организации). Если же действующий профком не устраивает работодателя, то нужно подумать, прежде чем пойти на поводу у работодателя и избрать СТК, и вообще нужен ли работникам такой созданный в угоду работодателю орган. Тем более, что для вопросов, которые вправе рассматривать СТК, как представительный орган работников, значительно уже компетенции профсоюза.
Трудовой кодекс РФ определяет ситуации, когда работодатель при принятии решения должен учитывать мнение представительного органа, например:
а когда — с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, например:
Из анализа Трудового кодекса РФ следует, что в тех случаях, когда кодекс требует учитывать мнение представительного органа, интересы работников могут представлять как СТК, так и профсоюзы.
В тех же случаях, когда Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя учитывать мнение профсоюза, мнение СТК не учитывается. Таким образом, если в организации отсутствует профсоюзный орган, но имеется СТК, часть вопросов, которые могли бы быть решены с участием профсоюзов, будут приниматься работодателем единолично. Тем самым уменьшается степень защищенности работников.
ДЛЯ СПРАВКИ: в Трудовом кодексе Российской федерации упоминание словосочетания «представительный орган» имеет 69 вхождений, когда «профсоюз»в том же документе упоминается в 242 случаях.
Профсоюзные организации обладают ресурсами, которых нет у иных представителей работников. Нужно понять и помнить, что работодатель, благодаря созданию у себя такого органа, как СТК, может под видом коллективного договора навязать рабочим юридическую фикцию, не гарантирующую ничего, кроме того, что и так гарантировано Трудовым кодексом РФ.